Новости
Власти помогут бизнесу стать социально ответственным
14 мая 2012 г.
В настоящее время в Югре около 350 000 пенсионеров. Чуть меньше 180 000 из них дополнительно к трудовой получают еще и региональную пенсию, сформированную из средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Власти автономного округа первыми в России стали разрабатывать региональное пенсионное законодательство и продолжают его совершенствовать.
«Чем объяснить внимание к этой сфере?» - спросили мы у заместителя председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александра Сальникова.
Приближение к пенсионному рубежу для большинства наших граждан - сложное испытание. Многие понимают, что придется себя ограничивать в тех запросах, которые в период активной трудовой деятельности можно было легко удовлетворять. Судите сами, средняя заработная плата в Югре составляет сегодня 46424 рубля, а пенсия – 14091 рубль. По сравнению с 1997 годом численность пенсионеров в округе выросла более чем в два раза. Около 180000 пенсионеров продолжают работать. С одной стороны, это можно приветствовать – значит у них есть силы и здоровье для продолжения трудовой деятельности, а с другой, мы это понимаем, многим просто необходимо работать, чтобы не чувствовать себя материально обделенными.
И мы, как депутаты, одной из важнейших для себя задач считаем поддержание жизни пенсионеров на достойном уровне. Именно в Югре был принят первый в стране закон о дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан. Сегодня югорские пенсионеры, живущие в разных регионах страны, получают дополнительные пенсии в соответствии с этим законом. В прошлом году объем выплат им из Ханты-Мансийского НПФ, который реализует программу дополнительного пенсионного обеспечения по договору с правительством Югры, превысил 2 млрд. рублей.
Следует заметить, что сегодня крупные предприятия ТЭК и ОАО «РЖД» выплачивают своим бывшим работникам дополнительные пенсии из своих корпоративных негосударственных пенсионных фондов.
В прошлом году мы внесли изменения в региональное пенсионное законодательство, которые положительно были восприняты пенсионерами. В частности, теперь, при достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами 55 лет, можно работать и получать «губернаторские».
- Но известно и другое: югорчане, вышедшие на пенсию после 30 ноября 2010 года, оказались без «губернаторских». Право на дополнительную пенсию сохранили только для работников бюджетной сферы, имеющих стаж в этой отрасли 15 и более лет. Чем обусловлено такое решение?
- Давайте посмотрим на структуру экономики. В нашем округе практически не осталось государственных предприятий кроме учреждений бюджетной сферы. О бюджетниках власти позаботились – с 2004 года им предоставлено право формировать накопительную часть дополнительной окружной пенсии в соотношении 1 к 1: одну часть вносит работник из заработной платы и такая же сумма зачисляется на его счет в тот же месяц из средств окружного бюджета. Эта система нами совершенствовалась. Самый первый закон 2003 года открывал доступ в систему софинансирования работнику при 15 летнем стаже, позже этот порог снизили до 10 лет, а в прошлом году и вовсе до 5 лет.
Нефтяники, газовики, энергетики, железнодорожники имеют свои программы дополнительного пенсионного обеспечения. Механизм формирования дополнительной пенсии у них разный. В «Сургутнефтегазе», например, только за счет средств работодателя, в «Лукойле» и сам работник должен вносить средства на дополнительную пенсию.
С момента отмены так называемой "губернаторской надбавки" многие граждане, выходящие на пенсию, потеряли право на ее получение. Но окружная власть не оставила эту категорию граждан без внимания и в ноябре 2010 года был принят окружной закон, устанавливающий, что неработающие граждане, не имеющие права на получение ежемесячных мер социальной поддержки в денежном выражении из бюджета автономного округа, все-таки могут получать ежемесячное социальное пособие. Размер указанного пособия зависит от стажа работы на территории автономного округа, который не должен быть меньше 20 лет. Кроме того, важным условием получения ежемесячного социального пособия является отсутствие трудовых отношений и отсутствие права на получение дополнительных пенсий, выплат к пенсии, а также дополнительных негосударственных пенсий за счет средств предприятий, учреждений и организаций по месту прежней работы.
Между тем, у нас практически 30% граждан трудоспособного возраста заняты на предприятиях малого и среднего бизнеса. И почему только окружной бюджет должен нести расходы по их дополнительному пенсионному обеспечению? Давайте разделим эту ношу с работодателем! Пусть на деле проявится социальная ответственность бизнеса, о которой много говорится в последние годы. Власти округа решили в течение определенного периода поддержать тех работодателей, которые намерены заниматься дополнительным пенсионным обеспечением. В этом году была принята новая программа, которая получила название «Пенсионный стандарт Югры».
«Пенсионный стандарт Югры» будет способствовать не только улучшению материального положения пенсионеров, но и должен стать эффективным инструментом формирования пенсионной культуры. Теперь расходы на дополнительное пенсионное обеспечение возьмет на себя не только региональный бюджет – дополнительная пенсия будет формироваться из трех источников: средств бюджета округа, работодателя и самого работника.
Такая формула не вызвала нареканий ни у депутатов при обсуждении, ни в правительстве, поскольку она успешно применяется не только в большинстве российских компаний, создавших свои корпоративные негосударственные пенсионные фонды, но и в развитых странах Европы.
При этом работодатель решает для себя несколько важных задач: добавляя в социальный пакет свои обязательства по формированию дополнительной пенсии, он делает свое производство привлекательным для квалифицированных работников, стимулирует их к профессиональному росту, закрепляет кадры. И сам работник, участвуя в программе личным рублем, учится планировать свое будущее не на год или два вперед, а на длительную перспективу.
Отношения работника и работодателя будут регулироваться в рамках трудового договора либо положением о негосударственном пенсионном обеспечении, либо другими документами, которые определяют права и обязанности всех участников отношений. Обязательства правительства округа закреплены в законе «О мерах государственного стимулирования дополнительного пенсионного обеспечения».
Главная цель Пенсионного стандарта - предоставить возможность любому работающему жителю региона сформировать достойную дополнительную пенсию.
- Александр Иванович, Вы уверены в том, что работодатели примут условия программы? Ведь они теперь должны дополнительно к тем налогам, которые предусмотрены федеральным законодательством, внести «живые деньги» за работника, уходящего на заслуженный отдых или готовящегося уйти на пенсию.
- Работодатели, которых волнует будущее собственного бизнеса, обязательно примут условия «Стандарта». Опираясь на него, им удастся повысить привлекательность работы на предприятии, добиться снижения текучести кадров, укрепить дисциплину.
Есть и прямой экономический эффект: средства, внесенные в НПФ, не облагаются страховыми взносами, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
- Что получит работник, а в будущем пенсионер, от «Пенсионного стандарта»?
- В целях стимулирования работодателей и работников к участию в формировании дополнительных пенсий предусматривается переходный период до 2020 года. В течение этого периода гражданам, заключившим с НПФ индивидуальный пенсионный договор (при условии, что и работодатель заключил договор с этим НПФ), а также тем, кому уже назначена повышенная выплата за счет пенсионных взносов работодателя не менее 200 и не более 1 000 рублей в месяц, правительство устанавливает пожизненную доплату. Ее размеры от 600 до 200 рублей. При этом доля правительства равна доле работодателя при условии, что их общая сумма будет не более 1200 рублей. Ранее таких условий в округе не было.
- В течение двух выборных кампаний в стране – осенью прошлого и весной нынешнего года - пенсионную тему не обошел ни один кандидат. Одни говорили о неизбежном повышении пенсионного возраста, другие при сохранении нынешних условий выхода на заслуженный отдых обещали повышение пенсий. Какая позиция вам ближе?
- Демографическая ситуация в России непростая. Недавно на встрече В.В. Путина с председателем Пенсионного фонда Дроздовым прозвучала цифра: количество пенсионеров в стране перевалило за 40 миллионов. Население у нас стареет. Государству все сложнее выполнять свои обязательства перед этой категорией граждан. Мы видим, как в европейских странах реагируют на эту проблему. Для сокращения расходов правительствам ряда стран пришлось пойти на непопулярные меры, к которым в первую очередь относится повышение пенсионного возраста.
Отечественные специалисты говорят, что в России был бы предпочтительнее такой механизм: человек сам для себя сдвигает выход на пенсию на более поздний срок, а за этот период страховая и накопительные части пенсии увеличиваются, что положительно скажется на размере пенсии.
- Может быть пора «громче» говорить о формировании пенсионной культуры?
- Принимаемые властями региона нормативные акты направлены как раз на это. Например, сегодня более 7000 работников бюджетной сферы в Югре заключили договоры с НПФ и формируют, в соответствии с окружным законом, дополнительные пенсии на условиях софинансирования с бюджетом округа. Не сомневаюсь, что Пенсионный стандарт позволит вовлечь в систему дополнительного пенсионного обеспечения еще несколько тысяч человек.
Программа софинансирования будущей пенсии несколько лет назад запущена на федеральном уровне. Кстати, в 2013 году она завершается. У тех, кто не успел, еще есть возможность в ней участвовать. Государство будет в течение 10 лет добавлять из бюджета средства на счет участника. Почти 20 лет назад в стране появился такой финансовый институт как негосударственные пенсионные фонды, где граждане могут формировать дополнительные пенсии, исходя из своих материальных возможностей. Многие воспользовались предоставленными инструментами.
- У нас есть категория людей, которая боится негосударственных пенсионных фондов. Работая в ОАО «Сургутнефтегаз», Вы принимали участие в становлении корпоративного НПФ. В настоящее время Вы член Совета Ханты-Мансийского НПФ и о работе фонда знаете не понаслышке. Что посоветуете гражданам?
- И тот, и другой фонды выросли. Они выплачивают пенсии большому количеству получателей, успешно занимаются инвестированием пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Так что бояться НПФ не надо. Деятельность их жестко контролируется и учредителями, и уполномоченными структурами федерального центра.
Николай Баталов